Кацусика Хокусай
Творчество Хокусая повлияло не только на японских художников, но в значительной степени и на европейское искусство — в частности, на представителей импрессионизма и ар-нуво. В работах Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара нетрудно найти отсылки к гравюрам японского мэтра. Хокусай родился в 1760 году в семье крестьянина, а затем из-за бедности родителей был отдан на воспитание ремесленнику, который занимался созданием зеркал для сегуна. Хокусай начал помогать приемному отцу и впервые приобщился к искусной работе японских мастеров — позднее он попадет в студию художника Кацукавы Сюнсе. Он и поможет ему сделать первые шаги в изобразительном искусстве. Переломными в жизни Хокусая считаются 1790-е годы — тогда он стал создавать гравюры, в которых отчетливо виден его авторский стиль: он искусно совмещал китайскую, японскую и европейскую художественные школы. На весь мир прославились его работы 1830-х годов, среди которых особенно выделяется серия рисунков «100 видов горы Фудзи».
Такаси Мураками
«Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», — говорит о себе сам Такаси Мураками. И это очень точно характеризует все его творчество, в котором воедино слились западная поп-культура, ужас от ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, японская традиционная живопись и мода на аниме. Такаси Мураками рос в небогатой семье — его отец был таксистом, а мать домохозяйкой. Тем не менее, он смог стать самым успешным современным японским художником, а также получить докторскую степень Токийского национального университета изящных искусств и музыки, в котором он изучал японскую живопись XIX века. Важно отметить, что Мураками основал настоящую фабрику по созданию произведений искусства. В его компании Kaikai Kiki Co. работает несколько сотен человек, которые под присмотром мастера создают картины и скульптуры в промышленных масштабах. Также Мураками известен и сотрудничеством с модными брендами, такими как Marc Jacobs и Louis Vuitton.
Хироси Есида
Во второй половине XIX века в Японии начались стремительные изменения — не только экономические, но и культурные. Местное искусство оказалось под сильным влиянием западного мира. Традиции создания гравюр и живописных полотен стали меняться. Одним из ярких представителей новой «переходной» художественной школы Японии считается Хироси Есида. Он родился в 1876 году и в качестве автора смог в значительной мере «реформировать» национальное изобразительное искусство. Есида искренне любил западную живопись и стремился ее элементами обогатить собственное творчество. Кроме того, он часто бывал в США и Европе, где смог пройти обучение в художественных студиях. Важно и то, что на гравюрах, вопреки традициям, он изображал не только японские пейзажи и достопримечательности, но и зарубежные памятники, которые видел в ходе многочисленных путешествий, — например, индийский Тадж-Махал.
Яеи Кусама
В психических расстройствах, галлюцинациях и навязчивых мыслях о суициде приятного мало, однако иногда такой «багаж» может послужить источником для создания необычных произведений искусства. Именно так все и было в случае с Яеи Кусамой — знаменитой японской художницей, которая родилась в 1929 году. Фирменный «горох» привиделся девушке во время одного из ее припадков. С учетом консервативности общества Страны восходящего солнца, карьеру она начала в США, где в конце 1950-х быстро заняла роль главного бунтаря от мира искусства. Однако позже она все же вернулась к себе на родину, где ей оказалось жить куда комфортнее. Яеи Кусама трижды представляла Японию на Венецианской биеннале, а ее произведения выставлялись в ведущих музеях мира — рядом с полотнами Энди Уорхола и Джаспера Джонса. Сегодня у Кусамы есть собственный музей в Токио, а живет она в психиатрической клинике, где по-прежнему много работает.
Фудзисима Такэдзи
Фудзисима Такэдзи — крупнейший японский живописец западного стиля начала XX века. Он родился в знатной семье самураев клана Симадзу, и с детства родители прививали ему любовь к искусству. С учетом отказа Японии от политики изоляции, он увлекся западной живописью и долгое время мечтал побывать в Европе. Его желание осуществилось в 1905 году, когда он отправился учиться в ведущие художественные школы Старого света. В Европе он пробыл пять лет и по возвращении в Японию в 1910 году стал профессором в Школе искусств в Токио, а также членом Императорской академии художеств. Глядя на картины Такэдзи, можно лишь удивляться, сколь талантливо он сочетал в своих полотнах европейскую живописную технику и азиатскую медитативную созерцательность.
Ясумаса Моримура
Ясумаса Моримура не только талантливый художник и крупный представитель постмодернизма, но и смелый провокатор. Наибольшую известность ему принесли работы, в которых он по-своему интерпретирует культовые произведения искусства. Он любит переосмысливать шедевры живописи, меняя пол или расу изображенных на них персонажей. Также он часто меняет и отдельные элементы картин. Например, «Мону Лизу» он превратил в азиата, а «Олимпию» Мане одел в кимоно. Цель подобных преображений — не банальное хулиганство, а стремление понять, так ли различны нации и народы между собой.