Огромные и стабильные тиражи, успех экранизаций, невероятные доходы (в 2009-м писатель, а вернее, его наследники, заработали $50 млн) — и, похоже, интерес к придуманному Толкином Средиземью никогда не угаснет. ELLE — о человеке, который сумел придумать главную сказку XX века.
За возможность снять кино по книгам Толкина одна из крупных голливудских студий отдала в 1968 году 104 000 фунтов, большую сумму по тем временам. Права были проданы на определенное время, студия в итоге не успела взяться за экранизацию и деньги потеряла — права вернулись в семью спустя 8 лет. Наследники, недолго думая, пошли на новую сделку, с которой выручили аж $15 млн.
За книжку брались многие киношники, и не только в Голливуде. Первым это удалось финнам: в начале девяностых они выпустили телесериал по «Хоббитам».
Успешная экранизация «Властелина колец» и «Хоббита» стала причиной долгоиграющей судебной войны между наследниками автора и киностудиями. Осенью 2012 года представители семьи Толкина подали иск, обвинив голливудских деятелей в спекуляции. Дело в том, что контракт, заключенный еще в 70-е, разрешал кинопродюсерам выпускать тематические товары — кружки, игрушки, и прочую мелочь. Но те пошли дальше и взялись производить компьютерные игры, а это, оказывается, совсем другая история.
Ущерб, нанесенный детям, внукам и правнукам Толкина, потянул на $80 млн. С такими суммами быстро не расстаются, так что суд длится до сих пор. Последняя сводка с поля битвы попала в прессу в июне — тогда семья писателя потребовала провести экспертизу одной из компьютерных игр по мотивам «Властелина колец». В своем обращении наследники сообщали, что игры больно бьют по «репутации Толкина» и «бесценному кредиту доверия». Очевидно, они имели в виду свой банковский счет.
Кристофер Толкин, младший сын писателя — главный специалист по наследию папы. Он рулит фондом, принимает все решения и ведет баталии. Человек он принципиальный и жесткий: сказал «нет» общению с прессой и 40 лет молчал. Решил помешать экранизации «Властелина колец» и отказался от собственного сына Саймона, когда тот стал помогать съемочной группе Питера Джексона. В итоге оба не разговаривают и не поддерживают отношения почти 15 лет.
Конфликт начался еще в 2003-м. Тогда Фонд Толкина потребовал процент с проката «Властелина колец». Продюсеры на голубом глазу заявили, что трилогия оказалась неприбыльной (а ничего, что при общем бюджете трех частей в $300 млн сборы составили $3 млрд?) и платить отказались. Проиграли: поделиться все-таки пришлось, суд назначил 7,5% наследникам.
Семья писателя вообще неусыпно стоит на страже своих интересов. В 2011-м скромная независимая кинокомпания решила снять фильм про поездку Толкина в Америку (был такой факт в его биографии). Причем сам писатель там был сильно крайний — кино было про некую девушку наших дней, которая копается в деталях американского вояжа любимого автора. Дети Толкина встали на дыбы, потребовав запретить еще неснятый фильм. Судя по тому, что кино так и не вышло, им это удалось. Или просто повезло.
У наследников писателя нет полных прав на главные романы Толкина. Зато все опубликованное после его смерти безраздельно принадлежит им. Так что про экранизацию самого первого романа, «Сильмариллион», написанного Толкином еще в 1914-м, можно забыть — семье не понравились фильмы, снятые Питером Джексоном. «Отца превратили в чудовище», «это боевики для школьников», — кричал Кристофер Толкин. А ведь Джексон очень хотел перенести «Сильмариллион» на экран, и много раз об этом говорил. А не надо было. Сглазил.